Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
каталог :
 маршруты :
 привал :
 информация :
 снаряжение :
 серьезно :
  | проблемы:
  |  | бандиты :
  |  | точность карт :
  |  | экология :
  | мнения :
  | люди :
  | природа :
  | экстремальная
  |  ситуация :
  | законы :
 
 
Реклама

 
Лесники - заклятые друзья туристов.
Сергей Минделевич

На фоне Эльбруса. Снимок от В.Шатаева Первая статья о моём "отдыхе" в Приэльбрусье летом прошлого года была напечатана в N 42 . Ниже -- продолжение кавказских впечатлений.

"Эльбрус кончается в небе!"

-- так сказал мой пятилетний сын, когда впервые в жизни увидел белоснежную громаду Эльбруса с канатной дороги на Чегете. Я ему искренне позавидовал, как и всем, впервые приехавшим в горы -- первые впечатления особенно эмоциональны, останутся навсегда. К тому же эти люди не помнят того, что здесь было раньше...

Несколько десятков раз я бывал в Приэльбрусье, даже четыре лета работал здесь инструктором на турбазе "Терскол". И хорошо помню, что в те времена по Баксанскому шоссе постоянно шли люди: спортивные команды с рюкзаками, толпы отдыхающих с турбаз и гостиниц, прогуливающиеся парочки... Десятки автобусных рейсов связывали Приэльбрусье с Нальчиком, Минводами. Бесчисленные экскурсионные автобусы из разных городов мчались друг за другом к поляне под Чегетом, где выстраивались длинные очереди на подъёмники. Сейчас -- пустынно. Свободные кресла друг за другом неспешно уплывают вверх... Конечно, нельзя сказать, что совсем никого нет, но меньше, на глаз, раз в 10--20. Поэтому и количество автобусных рейсов в Приэльбрусье резко уменьшилось, зато появились маршрутные такси -- добраться в ближайшие города на них быстрее, но дороже. Много детей, живущих в каникулы на турбазах и в гостиницах. Такое впечатление, что самодеятельных, спортивных путешественников тут стало больше, чем просто отдыхающих. (Раньше было наоборот.)

Экономический спад больно ударил по местному населению (все здесь или работали в сфере обслуживания, или продавали отдыхающим свои поделки, шерстяные вещи), но для путешественников оказался полезен -- в корне изменилось отношение к приезжающим сюда. Их стали любить! Каждого человека теперь обхаживают, стараются ему помочь, чтобы приехал ещё раз. Например, неоднократно меня с сыном подвозили бесплатно; были случаи, когда проехавшая мимо машина возвращалась назад, чтобы нас захватить. Один раз стояли на развилке с Адылсу, ожидая машину. Едущий навстречу "газик" развернулся (!) и подбросил нас троих до Чегета, километров 10, всего рублей за 20. В Москве за такие деньги таксист даже дверцу бы не открыл... Зато подняться на Чегет стоит по тридцатке с человека на каждой очереди канатки.

Есть и другие новшества. Прежде всего, появилось множество торговых точек -- ларёчков, закусочных, магазинчиков. Одни солидные, из камня и стекла (скажем, около турбазы "Терскол"), другие -- в вагончиках (в пос. Терскол), а третьи -- всего лишь навес с будочкой, как у моста через Адылсу около альплагеря "Эльбрус". Купить можно почти всё -- и обычные продукты (включая дыни и арбузы), и новомодные "Сникерсы" или "Марсы", и промтовары, нужные туристу. Цены вполне приемлемые. В кафе "Ай" на Чегете по-прежнему угощают вкусными шашлыками и хычинами, там же Елена Сергеевна Жирова, ветеран альпинизма и давний друг "ВВ", продаёт нашу газету. Работают и базары, но продавцов стало гораздо меньше -- то ли поголовье овец уменьшилось, то ли жители разъехались. Кстати, в Тырныаузе видел несколько объявлений о продаже квартир по смехотворным ценам...

Зато в пос. Эльбрус открылся музей. Интересный, хотя и небольшой. В нём пока мало про альпинизм, но много про природу гор, их обитателей -- выставлены симпатичные чучела птиц, зверей. Рядом уже строится новое здание для музея, раза в 3--4 больше.

Перестала работать спортбаза "Джантуган" московского МГТУ им. Баумана. Рассказывают, её "прихватизировали" местные деятели, но не смогли платить за электроэнергию и пр., поэтому закрыли. Как говорится, ни себе, ни людям. На грани полного разрушения и приют турбазы "Терскол" чуть выше "Джантугана" -- под сохранившимися ещё крышами кухни и столовой стоят палатки самодеятельных туристов.

Но почти все другие турбазы, гостиницы и альплагеря нормально работают. Похоже, уже "виден свет в конце туннеля" -- кое-где начинается восстановление разрушенного, на альпбазах полно спортсменов (особенно много было альпинистов с Украины). А вот с "рядовой" публикой хуже -- наверно, эти люди боятся ехать сюда из-за военных действий в Чечне, не понимая, что она от Приэльбрусья очень далеко...

Я с семейством остановился на базе "Адылсу", которая находится на стыке ущелий Баксанского и Адылсу. Отсюда удобно идти в любую сторону, чем я и пользовался. На базе теперь новый директор (Али Ахматович Уянаев), но в "Адылсу" по-прежнему любезно встречают гостей, вкусно и обильно кормят. Цены умеренные. Никак только не достроят новый каменный корпус, сооружение которого началось ещё задолго до перестройки, но так и замерло на уровне, кажется, третьего этажа. В начале августа, когда я был, на базу приехала большая группа юных альпинистов со своими наставниками (если не путаю, из Ростова-на-Дону), ветераны альпинизма из Москвы и 40 чехов. Последние прибыли на автобусе с прицепом прямо с Родины, поставили свои многочисленные палатки на территории "Адылсу", и ходили в своё удовольствие разными группами по горам. Причем, как сообщили сотрудники базы, все эти коллективы приезжают сюда уже не первый раз -- значит, им тут нравится.

Никогда раньше я не видел в ущелье Адылсу столько палаток! Десятки их стояли на поляне напротив "Джантугана" на другой стороне реки; чуть выше находился большой лагерь автотуристов с детьми (и, естественно, машинами); ещё выше, от бывшего приюта т/б "Терскол" -- несколько больших лагерей туристов и альпинистов. Как сказал встреченный здесь Эдуард Аксельрод, наш давний автор из Днепропетровска, только из его города приехало 90 спортсменов. Были любители гор из самых разных российских и иных городов и весей, включая жителей весьма отдалённого зарубежья.

И что приятно: почти все россияне по крайней мере слышали про "ВВ". Лишь один из десяти говорил, что такую газету никогда не видел. Таким она тут же вручалась для ознакомления. Некоторые подписались -- прямо в горах, на своём маршруте. А москвич Максим Тамаровский с женой, наши прежние подписчики, даже подарили 100 р. в поддержку редакции. Спасибо!

Побродив таким образом дня три, мой Лёша сделал свой вывод: "Туризм -- это везде ходить и раздавать всем газету "Вольный ветер"". Оригинальное определение туризма...

У лесников -- "сенокос"

"Сенокосом" в былые времена артисты называли период новогодних ёлок, когда Дед Мороз со Снегурочкой объезжали за день несколько детских праздников, везде "зашибая монету". Похоже, у лесников в Приэльбрусье летом аналогичный период.

Как раз, когда я разговаривал с альпинистами, разбившими свой лагерь на поляне напротив "Джантугана", к ним подошёл некий человек в зелёной форме. Оказалось, гл. лесничий здешнего национального парка С.Саидметов. Он начал выяснять у руководителя группы, сколько человек в команде, как долго собираются здесь быть... Потом стал заполнять некий казёный бланк -- протокол о нарушении правил поведения в национальном парке. И содрал штраф -- кажется, рублей 300.

В других группах рассказали, что и с них лесники взяли дань в несколько сотен рублей (больше всего заплатили днепропетровцы -- 900!). Поскольку величина штрафа зависела от численности группы и продолжительности стоянки, выглядело это больше платой за пребывание в национальном парке. А плата такая на самом деле не предусмотрена.

За разъяснениями я на следующий день отправился в дирекцию национального парка, находящуюся поблизости, в пос. Эльбрус. Директора на месте не оказалось, и беседовать пришлось всё с тем же ст. лесничим С.Саидметовым. Он поведал мне много интересного.

Например, что штрафы накладываются на основании Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", принятом Госдумой 15 февраля 1995 г. Там есть статья 36, которая гласит: "Нарушение установленного режима или иных правил использования окружающей природной среды или природных ресурсов... наказывается наложением в административном порядке штрафа на граждан в размере от 1 до 20 минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц -- от 3 до 40 с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования и без таковой... Вред подлежит возмещению в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками."

Саид Даирович показал мне и Положение о государственном природном национальном парке "Приэльбрусье", утверждённое Кабинетом министров Кабардино-Балкарской Республики 18 ноября 1993 г. Там говорится: "На территории парка запрещается... организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест."

-- А где же можно ставить палатки? -- спросил я гл. лесничего.
-- Выше зоны леса.
-- Например, на "Зелёной гостинице"?
-- Да. Там разрешено.
-- Но это же очень далеко, оттуда часа три налегке до Баксанского шоссе. А есть ли какие-то иные разрешённые места стоянок в Баксанском ущелье?
-- Нет.
-- Скажите, а давно существует национальный парк?
-- 12 лет.
-- Почему же за такой огромный срок вы не сделали стоянки?
-- Последние 5 лет нам на это не выделяют средств.
-- Но ведь для оборудования стоянок много-то денег и не нужно -- соорудить туалет, выкопать яму для мусора, сделать кострище, завести дрова (сваленные лавинами деревья, их можно продавать туристам и компенсировать затраты)... Многое сделают сами отдыхающие. Вы вот им предложите вместо уплаты штрафа, допустим, выкопать за день яму для мусора. Не сделают -- тогда оштрафуете.

-- Мы не имеем права заставлять это делать.
-- Так и не заставляйте, предложите на выбор: копать или платить.
-- Всё равно нельзя.
-- Почему же?
Ответа не последовало.
-- Ответьте тогда на такой вопрос. Вот Вы взимаете штрафы, а ведь многие люди даже не знают, что здесь запрещено ставить палатки, никаких табличек нет.
-- Нам недавно выделили средства на наглядную агитацию, мы заказали щиты, таблички, через месяц--два их сделают, тогда повесим.

Разговор этот происходил 9 августа. Значит, повесят таблички, когда сезон уже кончится. К следующему лету многие из них проржавеют, пропадут, и всё начнётся сначала.

-- На поляну Чегет, к канатным дорогам, каждые выходные привозят сотни экскурсантов. Что делают люди, которые несколько часов ехали без остановки в автобусе? Очевидно: идут в кусты. Ведь на всей поляне нет ни одного туалета! Всё вокруг в прямом смысле загажено, валяются какие-то железки от канатки. Кстати, кому она принадлежит?
-- "Эльбрустуристу".
-- Неужели эта организация, владеющая в Приэльбрусье канатными дорогами, турбазами, гостиницами, которая сдирает по 30--60 р. с каждого поднявшегося на Чегет, не может соорудить там туалет? Вы их за это безобразие не штрафуете?
-- Нет.
-- Почему?
-- У них нет денег (!!!). Вообще-то планируется построить под Чегетом платный туалет.
Ну, пусть хоть платный будет, чем никакой. Только вот когда? Руководителей "Эльбрустуриста" лесники, похоже, беспокоить боятся -- нельзя "своих" обижать. Вот приезжие туристы и альпинисты -- иное дело. Они как приехали, так и уедут, а с "Эльбрустуристом" рядом жить да жить...

-- Вы говорите, что нет денег. А ведь практически на моих глазах за один день Вы собрали несколько тысяч рублей штрафов. За лето, наверно, огромная сумма выходит. Разве нельзя использовать эти деньги?

-- Да что Вы! Я всего первый раз за сезон выехал на проверку...

После этих слов мне стало всё ясно. Ведь десятки людей рассказывали мне, что платили лесникам дань. Те выдают, как правило, копии протоколов о нарушениях, эти бланки не пронумерованы, их можно взять "в конторе" без счёта. Думаю, собранные штрафы -- или большая их часть -- до кассы заповедника просто не доходят.

Поэтому-то и не висят предупредительные таблички, поэтому-то и не оборудовано за 12 лет (!) ни одной "законной" стоянки в Приэльбрусье, хотя национальный парк создавался (цитирую Положение) ради "создания условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях" -- кто же будет сам себя лишать такой "кормушки"! Проще съездить в любимые туристами места и за полдня "насшибать" несколько тысяч. Неплохая добавка к зарплате... Хотя и уголовно наказуемая.

Чтобы на меня не подали в суд за клевету, предупреждаю: это сугубо моё личное мнение. Его должны подтвердить компетентные органы (если, конечно, захотят эттим заниматься). И поэтому ОЧЕНЬ ПРОШУ читателей "ВВ" сообщить нам о своих контактах с лесниками -- и не только в Приэльбрусье.

Вот ещё один наглядный пример, как они "охраняют" природу. Почти каждый вечер на базе "Адылсу", где я жил, была слышна бензопила -- на горе за базой валили знаменитые баксанские сосны, ради сохранения которых, в частности, и был организован национальный парк. Кто же так смело действовал всего в 5 минутах езды от его дирекции? "Лесорубы" назвали себя сами. Они тащили срубленные деревья мимо палатки, которая стояла за забором базы. В ней жили четверо ребят из Уральского политеха. С каждого из них "лесорубы", представившись, стали требовать по $1 в день за право стоянки. Екатеринбуржцы платить вымогателям отказались -- собрали вещи и ушли вверх по ущелью. А лесники потащили баксанские сосны дальше...

Когда я рассказал о "лесоповале" местным жителям, надо мной посмеялись: "Да это такая мелочь! Ты посмотри, какой новый дом отгрохал себе директор парка, сразу всё поймёшь!" Каюсь, не посмотрел -- времени не хватило. Может, на него посмотрят ревизоры из Федеральной службы лесного хозяйства России, в ведении которой находится национальный парк в Приэльбрусье? Если, конечно, не устроят для них тут "царскую" охоту...

И последнее. С.Саидметов сообщил мне, что дирекция парка обратилась в Совет министров Кабардино-Балкарии с предложением об установлении платы за посещение Приэльбрусья. Если это предложение будет принято, каждому приехавшему сюда придётся платить какую-то мзду -- и самодеятельным туристам, и альпинистам, и всем, кто живёт на базах и в гостиницах (и так недешёвые путёвки туда станут ещё дороже). Размер платы пока неизвестен.

Так уже когда-то было -- стоял шлагбаум около пос. Эльбрус, всех проходящих, все проезжающие машины охрана останавливала и требовала денег. Поборы отменили в 1993 г. -- они возмущали людей и посещаемость Приэльбрусья упала. Поправив свои финансовые дела, дирекция национального парка нанесла ощутимый вред всему комплексу отдыха в Приэльбрусье, экономике республики. И вот снова хотят наступить на те же грабли...

Сергей МИНДЕЛЕВИЧ.

ВВ N 43
Экпедиции
К вулканам Кунашира

Письма.
"Погиб ребенок. И мое дело."

"Надо ли руководить походами, чтобы стать мастером?"

"Казак князем не был."


Природа и мы
Лесники - заклятые друзья туристов.

Собаки на заповедном сене

Читальный зал
Эти книги высылаем

Пути-дороги
Пешком вокруг Москвы

Плывем по весеннему лесу.

Южная часть Полярного Урала

Авторская песня
Ирина Левинзон :
"Нам бы в километрах затеряться."

Второй лауреат - Юлий Ким


Люди и горы
За девять дней на Мера-пик.

Эльбрус : женский взгляд.

Под шорох шин
Из апреля в май. Из Европы в Азию.

"Мудрейшим" способом
Кругосветка для всех

Комментарий специалиста

Сочи - не только для богатых

Автостоп теперь "узаконен".

Литературная страница
Вперед, на Уш-Бельдир.
Часть 1
Часть 2


Последняя страница
"Приключение" на автомобилях.

Миротворцы посещают полюсы

Печальное начало года.

Информация
Пресса сообщает
 
Ваш отзыв
Напишите в дневник ваше мнение по этой проблеме
 

в начало Есть куча проблем у нашей экологии   

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU