Вольный Ветер
Активный туризм
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки  дневник  v_veter@mail.ru
N 39 июль 1999
Справедливость восстановлена через 55 лет

Письмо из Федральной Пограничной Службы

Вести с тропы
Южный Урал

Экспедиция
На землю троллей

Морской поход эвенка

Юбилей
Первые полвека московского турклуба

Праздник среды

Скажи еще спасибо, что живой

Последний оплот

Авторская песня
Виктор Берковский

Сами мы не местные

Вести из ГКФТ
Итоги Чемпионата России по спортивному туризму 1998 года
Горный туризм
Водный туризм

Люди и горы
Так был ли Мэллори на 8848?

Первый Российский горный поход

Пути - дороги
Наедине с таежной рекой

Турецкий тур команды "Авантюр"

Под шорох шин
"Хрустальный глобус" - у В.Мироненко

Проехать абсолютно невозможно?

Первым на автомобиле

Из глубины
"Отрытие" века

Экстремальная ситуация
Риск ради традиции?

Кто выживет, станет ба-альшим специалистом

Информация

Пресса сообщает

Новые книги

Последняя страница
Свидание с горами

Реклама

каталог : маршруты : горный + альпинизм : Альпы :
Первый Российский горный поход
А.Ельков. Председатель оргкомитета юбилейной альпиниады

Как известно, в этом году исполняется 200 лет одному из величайших подвигов в нашей военной истории -- Альпийскому походу русской армии под командованием А.Суворова.

На седловине пер. Кинциг-Кульм.

16-дневный переход почти 25 тысяч россиян не имеет аналогов в мировой практике. Войска Суворова прошли 7 высокогорных перевалов (четыре основных и три во время обходных маневров). Это почти 300 км пути, изредка по плохого качества дорогам, чаще -- по узким горным тропам, иногда по снегу и даже скалам. Самые сложные из перевалов -- Паникс (2403 м) и Крюцли (2400 м), -- которые воины преодолевали в условиях холодной и снежной осени (климат тогда был намного суровее), вполне можно считать категорийными. А более простые перевалы, где были пешеходные тропы, приходилось преодолевать в жарких схватках с противником.

Поход проходил в невероятно тяжелых условиях, в плохую погоду, без необходимого материального обеспечения, проще говоря, в голоде и холоде. И противник был непростой -- самая передовая в мире французская республиканская армия. К тому же сытая и хорошо вооруженная, уже год с успехом воевавшая в этих местах. Ситуация сложилась так, что предварительный план союзников оказался сорван из-за неудачных действий австрийских и русских военных частей на северной стороне Альп (с ними Суворов должен был соединиться после преодоления пер. Сен-Готард). Андрэ Массена, один из лучших полководцев эпохи, нанес им тяжелые поражения. Затем с армией, в три раза превосходящей по численности армию Суворова, блокировал последнюю в альпийских долинах. Поражение казалось неминуемым. Вместо одного по плану русским солдатам пришлось идти четыре перевала. Но вера в своего полководца, сплоченность и сила духа русской армии позволили преодолеть все препятствия, не уступить ни в одном бою (в которых французы понесли тяжелые потери). За это чудесное спасение фельдмаршал Суворов получил титул генералиссимуса и стал уникальным в истории полководцем, ни разу не потерпевшим поражения.

Даже зная эти исторические факты, все равно удивляешься, как в Швейцарии хранят память о походе Суворова. На каждом из четырех основных перевалов и на восьми сохранившихся домах, где он останавливался, установлены памятные доски. Значительная часть экспозиций в музеях на перевале Сен-Готард, в городах Андерматте, Альтдорфе и Гларусе посвящена героическому походу русских. В городке Муотаталь, в монастыре Святого Йосифа, где тоже останавливался Суворов, две комнаты, по существу, превращены в мемориальные. В районе знаменитого "Чертова моста" находится целый монументальный комплекс, в который входят сам мост (точнее, два его потомка), вырубленный в скалах 12-метровый памятник-крест и ресторан, оформленный как музей. А в июне этого года ещё должен прибавиться памятник уже персонально Суворову, который будет открыт непосредственно на перевале Сен-Готард (автор -- русский скульптор Д.Тугаринов).

Имя нашего полководца известно в этих местах каждому с ранних лет. В значительной мере это результат работы наших соотечественников, увековечивших память Суворова при праздновании 100-летнего юбилея Альпийского похода. Тогда, в конце XIX века, удалось объединить усилия государства и инициативу частных лиц. И это дало прекрасные результаты. Именно тогда был вырублен в скалах памятник, на стенах домов и перевалах были установлены памятные таблички.

Долгое время наши туристы были редкими гостями в этих местах. Да и то дело ограничивалось лишь экскурсионными группами, посещавшими Чёртов мост как бы проездом. В преддверии нынешнего летнего юбилея пришло время и для настоящих турпоходов по суворовским местам. Весной 1997 года первая группа, в которую входили альпинисты из Москвы и Камчатки (рук. А.Ельков), совершила прохождение части суворовского маршрута на лыжах (ски-тур). В июле того же года в Альпы направилась традиционная Сахаровская (имени академика А.Сахарова) альпинистская экспедиция (рук. В.Мальцев) из 30 спортсменов разного возраста и квалификации. Они совершили первое полное пешеходное прохождение всех основных перевалов суворовского пути (Сен-Готард, Оберальп, Кинциг-Кульм, Прагель и Паникс). Затем спортсмены переехали во Францию и взошли на высшую точку Альп -- Монблан (4807 м). Это стало достойным завершением экспедиции. Тем же летом первая российская группа велотуристов (рук. В.Платов) проехала по дороге через высокогорные перевалы Сен-Готард и Прагель.

Летом 1998 г. освоение "суворовского" района продолжилось. Например, в июле по маршруту русских войск успешно прошла группа школьников из гимназии подмосковного города Видное (рук. Д.Елькова). Но настоящий прорыв наступил во второй половине августа, когда отмечался столетний юбилей памятника у Чёртова моста. К тому времени были завершены реставрационные работы, которые финансировали как швейцарцы, так и российские спонсоры. На праздник собралось много официальных и неофициальных лиц. Швейцарское Министерство обороны организовало большую программу приема российских курсантов-суворовцев. Они, в частности, прошли все пешеходные перевалы по пути Суворова. К этому же времени относится и первое полное прохождение всех перевалов большой командой российских велотуристов под рук. Д.Боголюбова. (У нас имеется статья о велопоходе в августе 1998 г. по суворовским местам в Альпах туристов из Подмосковья А.Теляковского и В.Троицкого. -- Прим. ред.)

подъем на перевал Паникс

Но основные юбилейные события состоятся в 1999 году. Скажем, под эгидой московского спорткомитета запланирована юбилейная альпиниада, которая будет состоять из двух частей. Весной, в апреле, суворовский путь прошла на лыжах группа из 20 человек (рук. А.Ельков). Летом планируется организовать поездки альпинистов и туристов, а 25--26 сентября -- принять участие в главных торжествах в г. Андерматт, на которые ожидаются министр обороны РФ, министры московского правительства, посол и др.). 5--6 октября гостей приглашает г. Гларус. Всех желающих прикоснуться к историческим местам и совершить увлекательные путешествия по прекрасным альпийским маршрутам мы приглашаем к сотрудничеству и координации планов. Звоните нам по тел. (095) 165-90-81, 165-94-81.

Считается, что Швейцария -- очень дорогая страна. Отрицать это невозможно. Однако те районы, по которым шел Суворов, -- самые дешёвые. К тому же всегда можно придумать, как путешествовать, не переплачивая. Останавливаться в палатках в Швейцарии можно в кемпингах. Они менее комфортабельны, чем в Германии или Франции, но горячая вода и чистый туалет обеспечены. Платить надо отдельно за палатку и за каждого человека. В сумме выходит $5--7 в день. Простейшие гостиницы стоят от $20, в юношеском приюте в сел. Хоспенталь допустимо поселиться еще дешевле -- за $12--15, но это в многоместных, сырых комнатах. Виза стоит $30, однако получить ее не так просто, так как нужно приглашение либо предварительная оплата мест проживания (для кемпингов сделать её проблематично). Главной статьей расходов является переезд. Билет на самолет не столь дорог ($280--300), как переезды на поезде или автобусе внутри страны. Идеально было бы пройти маршрут с рюкзаками за спиной. При этом лишь в некоторых местах используя поезд. Если же у вас запланирован автобус сопровождения, то целесообразнее ехать на нем прямо из России.

Подробнее познакомиться с деталями Альпийского похода и с тем, как сейчас сохраняют память о нем в Швейцарии, можно в книге Г.Драгунова "Чертов мост" (изд-во "Мысль", 1995).

в начало  посетите раздел горный туризм + альпинизм :

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU