Вольный Ветер
Активный туризм
   новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
N 36 ноябрь 1998
Вести с тропы
Хибины

Экспедиции
Нижегородцы выжили даже на вулкане

Марафон у Эвереста

Плаванию помешали бюрократы

Природа и мы
Чего бояться в своем отечестве?

Гадили все, а убирают дети

Авторская песня
Еще не сумерки, и песня не допета

Песни на дом

Кого увидишь в зеркале

Вести из ГКФТ
Положение о туристско - спортивных маршрутно - квалификационных комиссиях

Люди и горы
А назвали мы его "Олежек"

Кто ворует ложки

Их юмор

Экстремальная ситуация
"Микроаварии" южного Цители

Нельзя терять надежду на спасение

Последняя страница

Реклама

каталог : маршруты : горный + альпинизм : Камчатка :
Нижегородцы выжили даже на вулкане
Наиль Мухамалиев (Нижний Новгород)

Нижегородская транснациональная школа выживания в августе -- сентябре 1998 г. провела экспедицию на Камчатку. Руководитель школы Н.Мухамадиев и ее выпускники А.Сотников и С.Лапшин взошли на высочайший действующий вулкан Евразии -- Ключевскую Сопку (4750 м).

Девять часов полета на Ил-86 от Москвы до Петропавловска-Камчатского, еще 10 часов на автобусе -- и вот мы на месте, в г. Ключи. Здесь мой камчатский друг В.Бритвин (который здорово помог в организации нашей экспедиции) устроил нас в уютном домике. Утром 12 августа в сопровождении местного проводника отправились дальше. До приюта на озере Державина (1600 м) шли 8 часов, сделав всего один 15-минутный привал. Переночевали в каменном домике вулканологов и продолжили путь через испещренный трещинами ледник Эрмана к базовому лагерю, расположенному на горном плато Карманная Антарктида (2700 м), покрытом мощными ледниками толщиной в несколько сотен метров. Из-за непогоды нам пришлось провести здесь 4 дня. Сильный ветер, туман и снегопад не позволили совершить акклиматизационные выходы (подъем на промежуточные высоты).

Распогодилось только к обеду 17 августа, и мы рискнули идти без акклиматизации. Это было достаточно авантюрное для таких "чайников", как мы, решение (ведь опыта альпинистских восхождений выше 3000 м никто из нас не имел), но мы боялись, что опять начнется непогода, а здесь она может длиться очень долго. Надо сказать, что в этом районе проявления горной болезни начинаются с 3000--3500 м, поэтому для начала мы подошли к уступу, расположенному на склоне Ключевского вулкана на высоте 3650 м, и установили там палатку. Ночевка на этой отметке позволила нам восстановить силы и хоть в какой-то мере акклиматизироваться. Ночь прошла достаточно комфортно. Утром, после легкого завтрака, пошли на штурм. Погода не предвещала неприятностей, дул несильный ветер. Одежда и снаряжение проверены и подогнаны. Сомнений нет -- вперед!

Через 2 часа подъема ветер усилился. Мы как раз вышли в зону камнепадов. Ощущение не из приятных: скачущие булыжники грозили размозжить наши головы вместе с касками. Ветер разошелся с нешуточной силой, вокруг сгустился сильный туман, и одновременно начался снегопад. Немного посовещавшись, решили идти еще полчаса и в случае ухудшения обстановки возвращаться. Когда были уже на высоте 4600 м, газы из кратера вулкана вдруг понесло в нашу сторону. В горле запершило, в глазах началась резь. Проводник, махнув на все рукой, дал команду на спуск, и мы с чувством поражения повернули назад. При этой спешной эвакуации мне "повезло": я сорвался со склона и "свистел" вниз в общей сложности сотню метров, пока не "зарубился" ледорубом. Порвал одежду и разбил солнцезащитные очки. Когда прибежали в штурмовой лагерь, быстро сняли палатку -- и вниз, на плато. На высоте около 3000 м снегопад превратился в сильный ливень. Наконец к вечеру, уставшие и промокшие до нитки, мы оказались в базовом лагере.

Всю ночь топили печку -- сушились. Утром как ни в чем не бывало светило солнце. Мы решили вернуться в Ключи, там "зализать раны" и далее действовать по обстоятельствам. За день прошли обратно весь 40-километровый путь без остановок, несмотря на стертые ноги. В 23.30 были в Ключах, в нашем домике, рухнули на кровати и немедленно "отрубились".

Пока отсиживались в Ключах, пережидая очередную непогоду, Сергей решил возвращаться домой. Мы же с Андреем дождались группы немцев из Баварии, которых привез на Камчатку известный петербургский полярник Виктор Серов, и вместе с ними вышли на вторую попытку. Среди немцев особо выделялся 69-летний Герхард, за спиной у которого были восхождения на Эверест, пик Ленина и другие не менее знаменитые вершины, но его мечтой было подняться на Ключевской вулкан.

1 сентября, еще раз прошагав знакомый путь, подошли к базовому лагерю на горном плато. Погода наладилась, но опасение, что она испортится снова, не покидало меня ни на минуту. Утром 2 сентября отправились к штурмовому лагерю на высоте 3700 м. Все вокруг сильно изменилось из-за обильно выпавшего снега. На Ключевской пришла зима. Светило яркое солнце. Вокруг нас во всей своей красе стояли величественные вулканы: Крестовский, Ушковский, Средний и Камень. Чуть поодаль виднелись Плоский и Острый Толбачики. Установив палатки, пообедали, затем занялись видео- и фотосъемкой. Ночь выдалась тихой и звёздной, был легкий морозец, до -10 грд. Правда, Ключевской показывал свой грозный нрав: то и дело "плевался" пеплом. Позже, уже в Ключах, от вулканологов мы узнали, что именно в ту ночь был грандиозный пепловый выброс (до 5 км высотой), но на противоположный склон горы. Повезло...

На следующий день в 8 часов выходим на штурм. Впереди, отрабатывая свой нелегкий хлеб, торит дорогу в снегу наш проводник. Остальные след в след шагают за ним. Идти очень тяжело, но зато нет камнепадов. Настроение отличное. В 11.45 по местному времени мы вышли к сильно загазованному кратеру вулкана. Однако дул свежий ветер, который относил газы в сторону, поэтому мы не спешили уходить с вершины. Нас охватили неописуемые чувства радости и гордости, а окружающая красота привела в состояние немого восторга. Потом, после троекратного "Ура!", мы кинулись поздравлять друг друга. Видео- и фотокамеры работали безостановочно.

Когда восторги наконец поутихли, тронулись в обратный путь. Мы протоптали сюда хорошо заметную тропу, но шедший последним Герхард, проломив снежный мост над незамеченной нами трещиной, улетел в нее вниз головой. На глубине примерно 5 м его заклинило, и он беспомощно застрял вверх ногами над чернеющей бездной. Один из его спутников, Мартин, горный проводник в Альпах, мгновенно сориентировавшись, воткнул в снег ледорубы и, привязав к ним веревки, спустился к товарищу. Трудно представить -- как, но он вытащил наверх своего ничуть не пострадавшего коллегу. Дальше все было без особых приключений, если не считать попытку Андрея повторить "подвиг" Герхарда: он едва не улетел в трещину на леднике Эрмана.

Потом я совершил еще одно восхождение, на этот раз на вершину вулкана Средний (2959 м), что после Ключевского было сущей безделицей. Очень уставшие, но довольные и сильно загоревшие под горным солнцем, мы вернулись в Ключи.

в начало  Загляните в маршруты: горный + альпинизм :

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU