Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  |  | бандиты :
  |  | власти :
  |  | точность карт :
  |  | экология :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :
  | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Опустится ли "железный занавес" на Арктику?
Сергей Минделевич

Неоднократно "ВВ" писал о беззаконии местных властей, устанавливающих плату или иные ограничения на посещение их регионов туристами. К счастью, таких территорий в России немного, хотя площадь их огромна -- только Якутия и Чукотка больше любой европейской страны! Однако и это кажется "мелочью" по сравнению с тем, что пытается сотворить ныне ФЕДЕРАЛЬНЫЙ орган -- департамент по делам Севера Министерства экономического развития и торговли РФ. В нём разработан проект постановления правительства России о принятии "Правил выдачи разрешений на осуществление туристских мероприятий в арктической зоне Российской Федерации" (далее -- Правила) и сами эти правила. Если их утвердят, то для путешественников с рюкзаком будет фактически закрыта территория собственной страны НАМНОГО БОЛЬШЕ ВСЕЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ!

(В Правилах речь идёт не только о российской части Северного Ледовитого океана, но и о всей территории Чукотского, Таймырского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Нижнеколымского и Усть-Янского улусов Якутии).

Согласно Правилам, разрешение на проведение туристских мероприятий на этой огромнейшей территории выдаёт только Минэкономразвития. Именно туда ЗА 180 ДНЕЙ (!) до начала мероприятия должна быть подана заявка на него, содержащая карты, сведения о маршруте, количестве участников, средствах связи и определения координат, имеющемся огнестрельном оружии (количество, виды, боезапас), средствах передвижения и др. Затем Минэкономразвития согласовывает заявку почти с десятком федеральных органов (по обороне, безопасности, пограничной службе, охране окружающей среды, рыболовству, физической культуре, спорту и туризму) и с местными властями, причём любой орган имеет право запросить дополнительные сведения и тогда 180 дней будут отсчитываться снова после представления организаторами мероприятия дополнительной информации. Любой орган имеет право наложить запрет, изменить маршрут и программу. "Добро" подавшие заявку получат лишь в том случае, если ВСЕ ведомства и местные власти возражать не станут.

В 13-страничном документе есть и другие "пикантные штучки". Например, Минэкономразвития имеет право назначить 1--2 своих представителей для контроля за проведением мероприятия, а все расходы, связанные с их участием, должны нести организаторы. Это как бы узаконенный способ для чиновников принять участие "на халяву" в понравившемся вояже.

А как вам такой пассаж: "Выдача разрешений осуществляется при условии выполнения заявителем определённых требований (определяемых заинтересованными органами исполнительной власти)". Каких требований, не сказано. Видимо, чиновники это будут решать индивидуально, в зависимости от толщины кошелька клиента. А если потребуют, допустим, построить детский сад в Якутске или внести 10 тысяч долларов в какой-нибудь фонд поддержки народов Севера (из которого потом чиновники или их родственники получат премиальные)?..

Без сомнения, появление подобных Правил крайне затруднит развитие туризма в регионе и принесёт стране немалые убытки. Например, сейчас модными становятся путешествия на Северный полюс (на ледоколе или по воздуху), богатенькие клиенты платят за это от 5000 долларов и выше. Сколько налогов получает государство с одного такого вояжа (только НДС 20%, то есть 1000 долларов с каждого клиента)! И это всё может в одночасье рухнуть.

Будут ли, скажем, местные власти давать разрешения (да ещё бесплатно!) на турмероприятия и тем самым косвенно нести за них ответственность? Весьма сомнительно. Да и зачем нужно их "добро"? По аналогии можно представить, что турфирмы в Москве должны были бы получать в мэрии разрешения на проведение экскурсий по столице, поскольку в городе множество закрытых военных и иных режимных объектов (Кремль, Госдума, Минобороны...), экскурсантам сложно обеспечить безопасность от воров и бандитов и т.д.

Президент России В.Путин и министр экономического развития Г.Греф неоднократно говорили об упрощении процедуры получения разрешений на хозяйственную деятельность. В частности -- для малых предприятий (а более 70% турфирм именно такие). Президент России в своём ежегодном Послании Федеральному собранию снова говорил "о сокращении избыточных функций госаппарата. Но ведомства -- по вполне понятным причинам -- "цепляются" и будут "цепляться" за эти функции." Наглядный пример -- обсуждаемые Правила. Мало что говорит президент или министр, чиновники считают иначе. Для них собственный "шкурный" интерес всегда превыше всего. Ну не северным же завозом, в конце концом, заниматься! На нём никаких прибылей для себя не заработать. Другое дело, если примут такие Правила. Тогда 1--2 чиновника станут выдавать разрешения ВСЕМ ТУРФИРМАМ И ВСЕМ ТУРИСТАМ ВСЕХ СТРАН на проведение ВСЕХ туристских мероприятий в Русской Арктике. При столь жёстких Правилах "отфутболить" можно практически любого, кто пожалеет денег на взятки. Да ещё создаётся видимость работы, нужности и полезности собственного департамента и своего кресла в нём. А убытки стране -- это нечто эфимерное, чиновника не затрагивающее...

Желание стать "царьками" Арктики -- вот, думаю, основная причина появления Правил. Ведь ссылки на "крайнюю уязвимость окружающей среды, интересы национальной безопасности и необходимость обеспечения безопасности участников туристских мероприятий" выглядят просто смехотворно. Подобное можно сказать о многих иных малонаселённых регионах России. По вопросам же охраны окружающей среды, посещения пограничных зон существуют и давно действуют соответствующие ЗАКОНЫ, в которых прописаны все условия посещения указанных территорий. И даже принятие новых Правил никак не может отменить требования тех законов. Что же касается безопасности туристов, то она тем более никак не связана с получением разрешений в Минэкономразвития. Это разрешение не увеличит количество спасателей или вертолётов в регионе и потому ни коим образом не будет повышать безопасность туристов. К тому в Правилах сказано: "За обеспечение безопасности туристов ответственность несёт юридическое или физическое лицо, организующее мероприятие." При чём тут разрешение на него?

Теперь о главном. В Правилах перепутаны два принципиально разных вопроса: получение разрешений на коммерческую деятельность и право совершения походов и путешествий (в том числе спортивных, самодеятельных) в Арктике гражданами России (не будем касаться иностранцев, для них есть свои ограничения). Никакого разграничения этих вопросов сейчас в Правилах нет. То есть они автоматически будут распространяться на ЛЮБЫЕ туристские мероприятия, в том числе и некоммерческие. Самодеятельные туристы наверняка не смогут выполнить все требования Правил (например, получить разрешение на поход у местных властей, за 180 дней быть полностью готовыми к походу) и для них огромный регион России фактически окажется под запретом. Это грубое нарушение статьи 27 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". Будет нарушен и международный акт, подписанный также нашей страной -- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в статье 13 которой говорится: "Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства".

Видимо, чиновники, разрабатывавшие Правила, прекрасно знали, что нарушают Конституцию и Декларацию -- не зря же последние не упомянуты в Правилах среди множества законов и постановлений, на основе которых якобы подготовлен документ. Такая вот "маленькая северная хитрость".

На недавней пресс-конференции в московском "Президент-отеле", отвечая на мой вопрос о Правилах, руководитель департамента туризма Минэкономразвития Натэлла Шангелия сказала: "Даже прошлые, 1991 года, правила были плохие. Нынешние же -- просто ужасающие. Я с этим документом не согласна на все 100%, и даже написала докладную министру".

Как здорово, что есть в Минэкономразвития здравомыслящие люди, болеющие за дело, а не только за свой карман. Посмотрим, кого поддержит Герман Греф...

Сергей МИНДЕЛЕВИЧ.

Фото Клуба "Приключение": по дрейфующим льдам к Северному полюсу.

P.S. Редакция хотела для объективности услышать и другую сторону. Для этого мы направили текст заметки министру Г.Грефу с просьбой её прокомментировать. Видимо, до министра письмо наше не дошло, никакого официального ответа мы так и не получили. Зато позвонил г-н Беляев из департамента по делам Севера и долго нас убеждал, как нужны новые Правила. Для него лично -- наверно, да. Но никаких конкретных убедительных аргументов их пользы для России г-н Беляев не привёл. Говорил, что в новой редакции Правил много исправлено. Посмотрели. Действительно, появился пункт о том, что для мероприятий, проводящихся по сертифицированным (категорированным) эталонным маршрутам, получение разрешений по данным Правилам не требуется. Но кто будет определять такие маршруты, их сертифицировать, как туристской группе доказать местным властям и пограничному наряду, что они идут по такому маршруту -- об этом в тексте ни слова. Пункт этот явно работать не будет. В остальном же никаких принципиальных изменений в новой редакции Правил не появилось.

И ещё один момент. Десятки людей из многих министерств и других государственных органов принимали участие в подготовке и обсуждении новых Правил. Причём часто это были не рядовые служащие, а руководители достаточно высокого ранга. Их оторвали от более важных дел, угрохали много времени и, соответственно, государственных средств на документ, который, по существу, никому, кроме нескольких чиновников из департамента по делам Севера, не нужен. И скорее всего, как обычно у нас принято, ответственность за это так никто и не понесёт...

ВВ N 52
май 2002


Под шорох шин
Во мейю цянь!
По Китаю с 10 юанями в кармане.
Георгий Гончаров


Экспедиции
Рекорды случаются нечасто
Ольга Матвеева


"А жизнь меня по всей земле мотает"
Ольга Матвеева


Проблемы и мнения
Опустится ли "железный занавес" на Арктику?
Сергей Минделевич


Музей, которого нет
Игорь Балабанов


"Мудрейшим" способом
Пал последний бастион.
Антон Кротов


Читальный зал
Эти книги высылаем.

Письма
Информация
Киновертикаль
Анна Турчанинова


Экстремальная ситуация
Проигранное сражение.
Ирина Терешкина


Про туристят
Не хочу быть героем!
Георгий Камикадзе


Комментарий специалиста.

Пути-дороги
Килиманджаро -2002
Николай Носов


На Учур так просто не попадешь.
Николай Федосеев


Люди и горы
Победа. Памяти замечательного альпиниста.
Анатолий Герасименко


Доска почета

Авторская песня
Анатолий Колмыков,
Игорь Луньков

"В наших песнях есть все нужные слова"


Песенный ливень под Пущино
Евгения Тиновицкая


 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало Вольный Ветер : проблемы туристов   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU