Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  |  | Европа :
  |  | Кольский п-ов :
  |  | Монголия :
  |  | Поволжье :
  |  | Подмосковье :
  |  | Турция :
  |  | Украина :
  |  | марафон :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :   | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Неведомая Монголия.
Улан-Батор, Ставка Чингисхана Георгий Гончаров

Неведомая? у кого не вызовет удивления этот заголовок! Монголия десятки лет была почти нашей республикой. Кто ж её не знает! Древняя страна с территорией более полутора миллионов квадратных километров между Россией и Китаем. В ней пустыня Гоби -- одна из обширнейших пустынь мира. Когда-то эта страна породила монстра Чингисхана. Но, это было давно, семь веков тому назад. А недавняя ее борьба за независимость переплелась с революцией в России, Монголия, минуя капитализм, шла в социализм. Что стало с револю- цией в России весь мир знает, а что с Монголией - дай Бог хотя бы монголам разобраться. Демократических партий много, а на выборах 2 июле с.г. в Народный хурал 72 из 76 мест получили коммунисты. Вея страна из контрастов. и неожиданностей. -

Вездесущие велотуристы Запада особенно с Монголией не цацкались. Забираясь в столь дальние края, проезжали Монголию поперек, по пути в Китай. И то сказать: всю страну прошли, в столице побыва- ли... В 1992 году команда монгольских велосипедистов "Пять паль- цев", возглавляемая Жаргалсайханом Ганболдыном, проехала из Улан-Батора через Москву в Европу. Московские велоклубы привечали и помогали им.

Мне представилось заманчивым проехать Монголию вдоль, всю, из конца в конец. Рельеф страны контрастен: север - снежные хребты Алтая, Саян; юг - пустыня Гоби. В широтном маршруте, проложенном через столицу Улан-Батор оба эти вида рельефа будут представлены с достаточной полнотой, будут охвачены территории большинства монгольских аймаков. Практически маршрут прошел от нашего Забай- кальского Нерчинска через пограничный КПП Соловьёвск и аймачные центры Чойбалзан, Ундерхаан, столицу, Улан-Батор, Арвайхээр Баян- хонгор, Гоби-Алтай, Ховд, Улгий с выходом на Чуйский тракт в Та- шанте. Посещение первой столицы Чингисхана Хархорина заводило и на земли аймаков Булган и Архангай. Общая протяженность маршрута 4273 км, продолжительность - 41 день, плюс время переезда по же- лезной дороге в Читинскую область и возвращение из Алтайского края в Москву.

карта

Въезд в Монголию принципиально возможен через 26 пограничных пунктов, большинство из которых обслуживают приграничные регионы, а для посторонних требуется согласование с Федеральной погранич- ной службой. Для въезда на западе /Ташанта/, центре /Кяхта/ и востоке /Соловьевск/ достаточны загранпаспорт и виза, которая вы- дается по приглашению принимающей стороны и обходится при месяч- ном сроке действия в 20 или 50 долларов /срочная/. Ташантинский въезд минувшим летом осложнялся угрозой объявления ящурного ка- рантина. Въезд с востока благоприятен велосипедистам и преоблада- нием в летний период ветров восточного направления. Замечу, что мне статистика не помогла. То ли по субъективным причинам я не заметил этих восточных ветров, то ли "по закону пакости" из непо- мерно жаркой Европы дули встречные ветры и разогревали Централь- ную Азию до белого каления при безоблачном небе. Сложилось впе- чатление: облака возникают в этих местах с закатом солнца, к ночи они сгущаются в тучи. Гром, молнии, часто ночной дождик, но не- долгий, а то и просто моросящий. Утром радость: облачность, жгу- чего солнца можно не опасаться. Но солнце выпаривает облака и ча- сов с 9 господствует в небе безраздельно. Утренний ветер выжида- ет: кто победит? Разгуливается постепенно, как бы размышляя, дуть, как предписывают географические атласы, или выкинуть ка- кой-нибудь фортель. Никто ему не препятствует, и он поднимает не- большую песчаную бурю. И снова никакого противодействия... Тогда чего же, и стараться. Шквалу не интересно и он скоро утихомирива- ется.

Путникам ещё следует иметь ввиду, что Соловьевский КПП неспешный, открывается только в 10.00 по местному времени, да и то частично, официально таможенники до 12.00 могут заниматься своими "учения- ми". Зато потом, наверстывая упущенное, заглядывать даже в сумки велосипедистов?

Дороги. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету, Но они почти сплошь грунтовые, то есть в любом направлении пол дюжины накатанных путей, часть из них ведут на яйлу, на водопой, в сомон или поселение, пока еще не откочевавшее с этих мест Так что, считай, протяженность дорог раз в пять большая. И как следс- твие, знатоки предупреждали: нельзя путешествовать без проводни- ка! Я не верил: есть дорога, значит, известно, откуда она к куда. Нет! Скотоводы знают только направления. Куда приведет любая из этих дорог никому не интересно. Шофер грузовика, джипа, гид в микроавтобусе-внедорожнике свои дороги знают по приметам. Указа- телей - никаких. дорожная культура в дозачаточном периоде. В бы- лые времена наши военные и гражданские специалисты интересные для себя дороги метили колышками. Теперь от этих пометок ничего не осталось. Карата -- чаще источник дезинформации. Горные реки снесли мосты, восстанавливать теперь некому, накатали новые доро- ги на равнине в пустыне, где можно форсировать реки вброд /Баян- хонгор - Гоби-Алтай/,

Асфальтовое покрытие дорог начинается от Эрденэ, что в 72 км вос- точнее Улан-Батора, асфальтирована дорога и в первую столицу Чин- гисхана Хархорин и продолжается на 300 км до аймачного центра Ар- вайхээра. Город носит имя лошади, которую 100 лет назад никакая другая обогнать не могла", а упомянутый асфальт в этих местах усеян греющимися скорпионами. Они имеют вид и окраску кремней, да ж вообще в буддистском мире лучше не давить ничего живого. Есть и километровые столбы, но маркировали их падкие до больших заработ- ков укладчики асфальта. Но это еще куда ни шло - на проезжей час- ти главного проспекта столицы четыре десятка люков без крышек! По водной глади после дождя я проехал через один такой колодец, по- том идеальные "смирновские" колеса выправлял булыжниками.

Почвы в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне из крупного песка и мелкого гра- вия. Переходная форма из одного состояния дороги в другое - "сти- ральная доска" - волновая колесная модуляция грунта тяжелыми ма- шинами. Потому и по три дороги слева и справа - выбирай лучшую из всех плохих. Мой "Белый лебедь", столько повидавший с 1955 года, пару тысяч километров держался стойко. Потом сломался. 16-мм "фа- воритовский" вал каретки из спецсталей, 18 лет служивший верой и правдой. Теперь без презренной кротовской методики до Гоби-Алтая не добраться. Да и в аймаке невесело: вал не сварить и харьковс- кий на замену ему не найти - вся бытовая техника в Монголии давно китайская. Отремонтироваться больше надежды в Улан-Баторе. Задру- жил с авиаторами, но у них самолет сломался, мне удалось найти старый вал, купить китайские подшипники 500 тугриков/ и управить- ся с ремонтом раньше авиаторов. А главное - лучше с трудом ехать вперед, чем легко возвращаться назад.

Еду, если колеса не вязнут в размятом гравии, нагрузки изрядные, не асфальт! Сбываются самые худшие опасения, все чаще срываются храповики пониженной передачи в немецкой планетарной втулке. До- садно, но хотел бы я повидать велосипед более выносливый. Хотя обновленные минувшим летом в Норвегии храповые зацепления должны были выдержать и Монголию. Виню только фирмы, которые в розницу поставляют некондиционные запчасти.

Граница все ближе и ближе, дорога все выше и выше карабкается к снежным вершинам. Прямая передача долго такое не выдержит, конеч- но. В последнем монгольском аймаке Баян-Улгие вчетвером с авиаме- ханиками местного, кстати, международного аэропорта разобрали ве- дущую втулку. Попытались посчитать детали, но после семидесяти испугавшись, бросили подсчет. Промыли в солярке, подшлифовали храповики, задействовали какой был ЗИП и, как ни странно, практи- чески правильно собрали втулку, восстановили работоспособность! Но на леченом коне, которого так сильно укатали крутые горки... В Бийске к вокзалу подъезжал со скрежетом и всхлипываниями. Но был повод и торжествовать - не повернул назад, не отказался от заду- манного.

Люди. Монголия во всем страна контрастов. На такой огромной стра- не живёт всего 2 миллиона человек, каждый четвертый из них - в столице. B первый день пути на 100 километрах я не встретил ни одного человека. Дорогу спросить не у кого было. Карта заблудила. Исправился, стал придерживаться железной дороги от нашей границы на Чойбалсан. Раз в неделю по ней проходит пассажирский поезд из двух вагонов. А травы в этих местах богатые, встретил даже коло- дец с затхлой водой - пить некому, не вычерпывают. Да и в центре страны, в Гоби, случается по 200 км людей не встретишь. Потому и сердечны встречи людей.

Будем в Монголии всех считать монголами. И омонголившихся на вос- токе страны бурятов, и омонголившихся казахов на западе. Вот только последние не забыли генетически свое мусульманское прошлое и езду в шортах, скажем мягко, не поощряют. Но бесспорный вывод - люди везде предобрейшие, отменно гостеприимные. За все путешест- вие не было ни одного случая, чтобы мне отказали в ночлеге или приходилось испытывать нужду в пище. Главная пословица в Монго- лии: "Мой дом - твой дом". Однако к монгольской пище надо привы- кать с детства. В основном это "наган идэ"- белая пища - молокоп- родукты, от простокваши /изредка/ до прессованного высушенного творога преимущественно, очень резкого на вкус. Скоро приходится внушать себе, что в нем много кальция и он убережет от переломов при падениях, и он бактерициден, так как микробы дохнут уже от запаха. ...Но хочется разнообразия. А что? Вот мясо. баранина. Все бы ничего, да варят-жарят ее только до потери мясом красного цвета, чтобы ценные качества не потеряло. Да еще жилы. Их не раз- жевать, не проглотить. Положил в какую-то вазочку в виде пепель- ницы* Очень огорчил хозяев юрты. Не исключено, что это пепел предков. Но, как правило, готовят мясную лапшу, приготовленную здесь же из крутого теста. Так что есть можно. Но лучше, когда кусочки этого теста прожарены в бараньем жире. Это местный хлеб, "борц" называется. Прелесть! Ну, манты, позы это не экзотика. Из экзотики рекомендую мясо тарбагана - сурка-переростка. Мясо о це- лебное, но многие опасаются его есть, так как тарбаганы - пере- носчики чумы. Мне на первом же ночлеге при свете свечи мясо тар- багана в пиале протянула девочка, конечно, правой рукой. Не помню с просонья, какой рукой я взял пиалу. Хорошо, если тоже правой. Не дай бог ошибиться -- обида большая для монгола! Соблюдение массы обычаев в ламаистской /разновидность буддизма/ стране так же ритуально, как колокольный звон в христианстве или рулады му- эдзинов в мусульманстве. "Обходительность от силы ума зависит"- трудно, но совершенно необходимо поточнее запоминать очень труд- ные монгольские имена.

"Все начинается с чая". Варят его из высушенных перетертых трав и кореньев, слегка подсаливают и слегка сдабривают молоком. Прият- ного чаепития! Но я на год сажусь на рыбную диету и сладкий чай. Рыбу-то монголы не ловят и землю не тревожат, у них и сапоги-"гу- тулы" с загнутыми носами.

Еще монголы запрограммированы на оказание помощи. Это у них неп- реодолимая органическая потребность. Случается, что помощи и про- сить не надо, сами догадываются. Покажешь пустую флягу - пока шо- фер канистру с водой достает, из фургончика протягивают соки, ко- лу, конфеты, хлеб. Каково? Но я чаще мечтал о противном. К приме- ру, в пустыне колючки обильны и вездесущи, случалось по пять про- колов в день. Но попробуйте отремонтировать пять камер в толпе помощников! Или затолкать в таких условиях в каретку при замене вала китайские подшипники с нестандартными шариками!

- Не огорчайтесь, и взрослые и дети от души желают вам помочь!
- Да ехать-то мне, а не им! Все есть, нужно только, чтобы не по- могали.

Потрясающий народ, эти монголы. Явили миру самого зверского зах- ватчика Чингисхана и на протяжении всей своей истории сугубо мир- ные люди, не воюют. Но при случае подтверждают, что воины они превосходные. В аймаках памятники монголам, воевавшим на наших фронтах с фашистами. 1939 год, Халхин-Гол. 12 тысяч монголов разгромили 40-тысячную японскую армию, вторгшуюся в МНР. Японцы не успокоились, двинули 75-тысячное войско. Г.Жуков помог главно- командующему Х.Чойбалсану. С этим наскоком справились 57 тысяч красноармейцев и монгольских солдат. В аймачном центре Баянтумен, ныне Чойбалсан, памятники с образцами техники тех времен. В ай- мачном музее Ховда красочная панорама местного художника, отобра- жающая отпор китайским агрессорам в 1948 г. Аймак отстояла тогда небольшая группа монгольских солдат-пограничников... Но благород- ная воинственность это же не разбойная воинственность Чингисхана. Может, от нее уже ничего не осталось?

В глубинке меня остановил конный батыр и грубо выяснял, не амери- канец и не канадец ли я? А, русский!.. С русского что возьмешь? Уступил дорогу.

По пути в Арвайхээр двое конных подростков пытались ургой стрено- жить мой велосипед. Было ли ему приятно, что его, "Лебедя" прини- мают за мустанга, но заднее колесо ему подпортили. Петлю пришлось срезать ножом, этим же ножом едва удалось отогнать хулиганов. Хо- рошо еще, что не было при них собак.

Монголию называют "Страной белых юрт". Я добавил бы, что это еще и страна беспривязных собак. У одной из белых юрт набросилась на меня одна такая свирепая. Успел спрятаться за велосипед - вцепи- лась в багажную сумку. Укрыли меня в юрте, так она принялась тер- зать велосипед, отгрызла дюралевый щиток-подкрылок по самую его подпорку! А вдруг не удержат ее, пока ты уходишь от юрты? Собаки они тоже бывают разные. Почти у завершения пути в высокогорье и безлюдье мне довелось ночевать на яйле. Заметил, что две собаки охраняют меня. Как они отстали от откочевавшего стойбища, не знаю, но они четко несли свою службу. И возможно, это оказалось кстати. В тех местах и волки водятся, и рыси. Лис-корсаков сам видел. Говорят, и медведи встречаются... Справка: В Монголии об- ретается 140 видов млекопитающих, 436 видов птиц, 21 вид пресмы- кающихся, 8 - амфибий, 75 видов рыб.

Многое привлекает туристов со всего мира в Монголии. И не только охота на архаров, верблюжий туризм или кладбище динозавров. Вне конкуренции уникальные ламаистские храмы и монастыри. Всемирно известен монастырь Гандан в центре Улан-Батора с храмом Жанрай- синг. Здесь удивительная по красоте статуя Будды высотой 26, 5 м. А уж в Хархоринский монастырь Эрденьдзу ведут историков религий все дороги. Три храма этого монастыря овеяны еще и духом Чингис- ханства. Именно здесь удельными ханами 44-летний Тэмучин был под- нят на белом войлоке и- провозглашен Великим каганом. Чингисханом -- "посланцем богов". Тэмучин провозгласил себя сам, предвари- тельно сварив живыми в котле тех из ханов, которых считал конку- рентами.

Надомские национальные спортивные игры со времен Чингисхана регу- лярно проводятся в середине июля, а с 1921 г. приурочиваются к Дню национальной независимости II июля. Красочен сам праздник с выступлениями военных оркестров и фейерверками. И уж совсем не- повторимы 3-дневные спортивные состязания по главным видам нацио- нального спорта: борьбе, скачкам, стрельбе из лука. Дождаться и поприсутствовать на празднике можно, приютившись в дешевых /I-2 доллара в день/ гостиницах в северной части Улан-Батора, таких как "Залучуд", "Мандхай" с дешевыми китайскими ресторанами. Об- менный курс рубля в местных банках 28 тугриков. Хлеб - 250 тугри- ков. Во дворы жилых кварталов завозят дешевое молоко /но надо ки- пятить/, овощи лучше покупать не в торговом центре, а в уличных лавчонках. Здесь лук в два раза дешевле - 300 тугриков.

Представители нашей прессы помогли мне обзавестись корреспондент- ской аккредитацией с правом посещать и фотографировать все виды состязяний. Надомские игры параллельно со столичными проходят во всех аймачных центрах. В столицу съезжаются только самые знамени- тые - звезды национального спорта, Одних только борцов приезжает до 2000 человек.

Национальный праздник открывается торжественной речью Президента и ритуальным выносом 9 /священное число/ Золотых штандартов Чин- гисхана. У этих штандартов спортсмены дают торжественную клятву. Следуют показательные выступления артистов и спортсменов вплоть до гонок велосипедистов на выбывание и приземления парашютистов на поле переполненного Центрального стадиона. Мой велопробег был посвящен монгольско-российской дружбе, и на этот Надом я привез 1300 км трудных дорог Восточной Монголии. Ректоры университетов и председатели демократических партий вручили мне юбилейную медаль Чингисхана.

3-дневные состязания борцов в 8 турах выявили 8 "соколов", 4 "ль- вов", 2 "исполинов" и, наконец, "непобедимого исполина", В эти же дни на поле близ урочища со "Ставкой Чингисхана" проходили состя- зания всадников, начавшиеся с заезда 3--13-летних джигитов и выя- вившие в финале "самого быстрого из 10 тысяч". А на стрельбище Центрального стадиона лучники боролись за звание "мергена" -- са- мого меткого, мечтая походить на мергена из команды Чингисхана. Легендарный Есунки попадал в цель с полукилометра.

И вот поездка завершена. "Белый лебедь" отремонтирован и готов к дальнейшим походам. Но если бы мне заново предстояло ехать по Монголии, я коечто изменил бы в своем "железном коне"

1. О скоростной езде не может быть и речи, шины можно взять потя- желее, калибром не менее 37,5 мм. По этой же причине и при своем далеко не исполинском росте мог бы и колеса взять из гармоничных для себя не по максимуму. а по минимуму - 24 дюйма.

2. Учитывая, что всю дорогу используется силовая передача, взял бы ведомую звездочку покрупнее, 24-зубовую.

3. Повидав все, что занесла в ведущую втулку внешняя смазка, беру себе за правило: использовать впредь только втулки с центральной масленкой и плотной крышкой. Смущен также и тем обстоятельством, что монгольских дорог не выдержала надежная, с обновленными в прошлом году храповыми зацеплениями З-скоростная планетарная втулка немецкого производства. Отношу все это за счет фирм, пус- кающих в розничную продажу на запчасти некондиционные детали. Не исключено, что на столь трудных дорогах понадежнее будет ролико- вое зацепление втулок "Торпедо".

4. Вспоминаю 86-летнего коллегу по велопробегам петербуржца Нико- лая Ивановича Петрова, ныне покойного. Он предпочитал велосипеды с открытой рамой. Монгольские дороги, на которых то и дело оста- навливаешься и садишься заново, перебрасывая ногу через багажник, подсказывают, что и молодым 70-летним спортсменам открытая рама будет поудобнее.

Подстраховываясь на случай встречи с такими дорогами в ближайшем будущем, я подготовил такой велосипед и приступил к ходовым испы- таниям. Пока все меня устраивает.

Георгий ГОНЧАРОВ.

ВВ N 49
сентябрь 2001


Сумасшедшие дядьки
Верный способ улучшить фигуру.

Письма
Советский Спорт

Мин.образования РФ

Мин.путей сообщения РФ

Ген. прокуратура РФ

Мин.природных ресурсов РФ

"Посол Норвении - наш человек."


Природа и мы
Ведь это наши горы.

Из глубины
Каким был Саша Морозов.

Читальный зал
Эти книги высылаем.

Авторская песня
Николай Курчев

Люди и горы
Вторая попытка закончилась трагедией.

"Памирский" снег.

Пути-дороги
Покоренная Сумульта.

"Неизвестная" река.

Под шорох шин
Неведомая Монголия.

"Мудрейшим" способом
Мои приключения в Европе.

134 ответа на 134 вопроса "про это".

Экстремальная ситуация.
Бесчинства пограничников в Приэльбрусье.

В конце номера
Главное достижение Д.Шпаро - это его сыновья.

Туристы и плохие человеки.

 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало велотуризм : Монголия   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU