Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  |  | бандиты :
  |  | точность карт :
  |  | экология :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :
  | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
16450 километров по сотому меридиану.
Ольга Симакова

От экватора до Арктики по одному меридиану - именно так пройдёт маршрут новой экспедиции под руководством екатеринбуржца Николая Рундквиста, давно известного читателям "ВВ". Тяготение Николая со товарищи к "параллельно-перпендикулярным" рекордам (от южного края Урала до северного в экспедиции "100 дней на Урале", от западного края России до восточного в 1997 г., с южного края Евразии до северного на этот раз), возможно, выльется в уникальное достижение российских путешественников.

Идея экспедиции "Сотый меридиан" возникла в начале 1998 г. Тогда после успешного окончания проекта "Дорогами России" (см. "ВВ" № 27, 28, 30) было решено в следующем году пересечь страну с юга на север. Тут у Кости Мержоева и зародилась "бредовая" мысль охватить не только Россию, но и весь азиатский континент. Изучение глобуса привело к неожиданному открытию: крайние южная и северная точки Азии лежат вблизи 100-го меридиана - единственного на планете, по которому можно добраться по суше почти от экватора до самого северного пункта материка.

Старт путешествия намечен на 6 января 2002 г. в Малайзии, на мысе Пиай, самой южной точке материковой Азии. Отсюда начнётся ПЕРВЫЙ ЭТАП экспедиции. Все его 5120 км по Малайзии, Таиланду и Мьянме планируется преодолеть на велосипедах. Главные дороги этих стран должны быть хорошего качества, а вот второстепенные и лесные вполне могут оказаться и вовсе непроходимыми из-за тропических ливней. Ведь путешественникам предстоит проехать через густые тропические леса среднегорий (до 2180 м), заболоченные низменности, мангровые леса, по Шанскому нагорью с каньонами и узкими долинами рек Меконг и Салуин. И даже через знаменитый наркотический "Золотой треугольник" - территории на стыке Таиланда, Мьянмы и Лаоса.

Ночёвки в Малайзии и Таиланде планируются в основном в кемпингах и гостиницах. В менее богатой Мьянме маршрут через крупные населённые пункты не проходит, поэтому организации ночёвок придётся уделять особое внимание.

За посёлком Мёнгъю землепроходцы пересекут китайскую границу и окажутся в провинции Юньнань на одноимённом нагорье. Старт ВТОРОГО ЭТАПА, по Тибету, состоится из расположенного на берегу озера Эрхай города Дали. Отсюда туристы планируют 3150 км двигаться на велосипедах и пешком до селения Дуньхуан. Маршрут экспедиции на север, в сторону Тибета, дважды пересекает крупнейшую реку Евразии Янцзы. Однако вблизи границы провинции Юньнань с Тибетским автономным районом дорога возвращается в долину Меконга в уникальном месте: больше нигде в мире не протекают так близко друг от друга три крупнейшие реки - Янцзы, Меконг и Салуин (между ними не более 40 км), при этом долины их разделены высокими хребтами. На Тибетском нагорье экспедиция, двигаясь на запад, в сторону административного центра Лхаса, последовательно пересечёт хребты Нинцзиншань, Хэндуаньшань и Гаолигуншань в междуречье этих великих рек. Потом дорога, связывающая Тибет с остальным Китаем, будет проходить по долинам рек Парлунг и Ньянг-Чу, ещё один значительный перевал в 100-120 км от Лхасы приведёт в долину реки Джи-Чу.

На велосипедах по тибетскому участку, естественно, будет ехать непросто. Перевалы тут высокие (4800-5200 м), на дорогах (преимущественно грунтовых) много сложных крутых участков, реки часто придётся переходить вброд. Велопоход по горам сам по себе сложен. А тут ещё запланировано и восхождение на вершину Ньенчен-Тангла (около 7100 м). Подъём на гору планируется в альпийском стиле, без организации промежуточных лагерей, акклиматизацию путешественники получат в тренировочных радиальных выходах на высоты 6200-6400 м. На всё это потребуется 20 дней. Перевалив через хребты Тангла, Марко Поло (в системе Куньлунь) экспедиция окажется на равнине Цайдам, где могут быть проблемы с водой.

Последний перевал, на стыке хребтов Алтынтаг и Улан-Дабан, приводит к селению Дуньхуан, откуда начинается ТРЕТИЙ ЭТАП протяжённостью 3585 км, также на велосипедах. Значительная часть его проходит по пустыне Гоби. Здесь есть опасность встреч с ядовитыми змеями и насекомыми, ожидаются трудности с водой, сильная жара и административные сложности с пересечением китайско-монгольской границы (в 30 км от озера Гашун-Нур, населённых пунктов поблизости нет). После границы полупустыня переходит в Гобийский Алтай, мелкосопочник постепенно превратится в среднегорье. Дорога из Даланзадгада до Арвайхээра идёт по сухим долинам, солончакам и песчаным участкам, здесь, возможно, придётся преодолеть 80-120 км полного бездорожья.

После Арвайхээра путь идёт вдоль северных отрогов нагорья Хангай, затем через хребты Тарбагатай, Булнай-Нуру. Дорога на этом участке аналогична нашей Колымской трассе, поэтому надо быть готовыми к бродам, опасным и крутым участкам. Преодолев пограничный перевал Мунгийн-Даба (1836 м), экспедиция окажется в Иркутской области. Вглубь России, к Байкалу, по правому берегу Иркута идёт хорошее шоссе. Асфальтовые дороги приведут экспедицию в конце концов в пос. Качуг на берегу р. Лены, где шоссе заканчивается.

Здесь старт ЧЕТВЁРТОГО ЭТАПА - 750 км сплава по одной из крупнейших сибирских рек - Лене. Здесь, по мнению участников экспедиции, станет попроще. Из трудностей ожидаются "всего-то" встречный ветер да слабое течение, что потребует постоянной работы на вёслах. Возможно, будет использоваться лёгкий мотор, что существенно облегчит сплав и поможет уложиться в сроки. Без мотора придётся плыть круглые сутки и использовать плавсредство, превышающее по площади в 1,5-2 раза традиционный катамаран. Иначе на палубе не разместить палатку, тент и очаг.

ПЯТЫЙ ЭТАП (1585 км) начнётся с 25-километрового волока от Киренска до деревни Нижняя Карелина, что на берегу уже другой сибирской реки - Нижней Тунгуски. Населённых пунктов на ней значительно меньше, потому и использование мотора маловероятно из-за отсутствия топлива. Сама река в верхнем течении (до устья р. Илимпея) имеет множество перекатов, иногда несложные пороги, ниже - спокойную воду. Конечный пункт этапа - столица Эвенкии город Тура.

С его северо-восточной окраины уходит автозимник. По нему пройдёт начало ШЕСТОГО ЭТАПА (1555 км) - сначала "пешка" с переправами на катамаране через реки Кочечум и Гуткэнгдэ, потом сплав по Воеволихану и Котую. Вот тут мотор окажется лишним: на всём этапе экспедиция не встретит ни одного населённого пункта. Путешественники планируют проплыть Котуй до ледостава, но морально готовы подчиниться обстоятельствам и достичь конечного пункта этапа, села Хатанга (оно уже на Таймыре), пешком. Это должно случиться в первых числах октября.

Последний СЕДЬМОЙ ЭТАП - 705 км лыжного марафона - пройдёт по полуострову Таймыр и закончится на мысе Челюскин, самой северной точке материковой Евразии и России. Бескрайняя тундра, отсутствие значимых ориентиров (пересечение гор Бырранга и перевала в районе оз. Сурового на некоторое время несколько отвлечёт от однообразия), наступающая полярная ночь, холод, метели и ветры - обычная арктическая картина. Путешественники считают, что, несмотря на ужасающие климатические условия, этап не таит в себе практически никаких опасностей, а на случай встречи с белым медведем пригодится огнестрельное оружие. Однако не забудем, что к этому этапу команда уже преодолеет 15745 км. Ребятам придётся нелегко. Поэтому после каждых 4-6 дней запланированы днёвки. На мысе Челюскин расположен крохотный посёлок, связанный с Хатангой нерегулярным авиасообщением. Здесь и завершится эта уникальная экспедиция.

Хочется надеяться, что идея Кости Мержоева была не такой уж "бредовой". Посмотрим, ждать осталось недолго...

Ольга СИМАКОВА.

P.S. Перед сдачей номера редакция получила ответы Н.Рундквиста на наши вопросы.

"Основной состав экспедиции - 6-7 человек. Периодически на 1-2 этапа к нам будут присоединяться другие путешественники.

Проблем психологической совместимости у нас никогда не было. Главное - общность целей, к которым стремится каждый член команды. Кроме того, новые (меняющиеся) члены экспедиции великолепно способствуют моральной релаксации. Что касается восстановления физических кондиций, то мой опыт показывает, что при ежедневном чистом времени движения около 7 часов можно путешествовать 7-10 дней; при 6 часах и днёвках раз в 10 дней - 30-35 дней. При ходовом времени не более 5 часов и днёвках через 5-6

дней (таков график экспедиции "Сотый меридиан") нам удавалось путешествовать без ущерба своему состоянию 153 дня. Трудно поверить, но абсолютный пик формы пришёлся на 130-150-й дни.

О забросках. Горное снаряжение для восхождения в Тибете привозит вспомогательная команда альпинистов. Других забросок за границей не планируется. Катамараны и продукты для сплавов также привезут другие группы в посёлки Качуг и Туру. Лыжи забрасываются в Хатангу. Велосипеды будут выброшены (проданы) в Качуге, как и при пересечении китайской границы, так как таможенный сбор намного превышает их стоимость.

Экспедиция проводится в основном на личные средства - каждый участник заработал (зарабатывает) на неё нужные $4000-4500".

ВВ N 48
июнь 2001


Первая страница
Есть "русский" восьмитысячник

Майская Эльбрусиада

Экспедиции
Вести с северной тропы.

На грани жизни и смерти.

16450 километров по сотому меридиану.

Про туристят
И в поход сходили. И национальному парку промогли.

Не перевелись еще Макаренки на Руси.

Природа и мы
Все ли вытерпит природа?

Алтай превращается в космическую помойку.

Хакасия - вести с тропы.

Пути-дороги
Едем в Чехию.

Читальный зал
Новые книги

Первый блин Академии туризма.

Из глубины
Ближе всех к центру Земли.

Проблемы и мнения
Станут ли лесники друзьями туристов?

Под шорох шин
Долина славы, долина смерти.

Велотуристы и плохие человеки.

Что-же в рюкзаке?
И на море, и на суше - есть везде КОСПАСа уши.

Люди и горы
Фейерверк рекордов на Эвересте.

Нелегкая женская доля.

Экстрем модели 1950 года.

"Мудрейшим" способом
Место встречи: FIDO7.ru.autostop

Как я лишился "Энциклопедии".

Авторская песня
Евгения Ланцберг: "Случайно пойманные небеса."

"Кукарямба" - это серьезно.

Экстремальная ситауция
Вас ждут целебные грязи у теплого моря!

Приключение или ЧП?

В конце номера
Слеты возрождаются!

С компьютером и спутниковым телефоном в "единичку".

 
Ваш отзыв
Ваши пожелания - в нашем дневнике.
 

в начало Весь горный туризм и альпинизм   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU