Вести с тропы. Смоленская и Калужская области.
Константин и Ирина Серегины
Хотим поделиться хорошей идеей. Если у вас нет времени и денег на лыжный
поход по Кольскому полуострову, Карелии, Карпатам и другим дальним районам,
можно совершить приятную прогулку по средней полосе России. Ближнее
Подмосковье очень плотно заселено. Дачи растут, как грибы после дождя, и
все чаще однодневная лыжная прогулка превращается в бесконечное блуждание
среди огороженных участков. Но стоит отъехать чуть подальше, и можно целыми
днями идти по лесам, встречая только следы (а то и самих) зверей и птиц. Мы
предлагаем последовать нашему опыту и пройти увлекательный и интересный
маршрут (н/к, 80 км, 5 дней) по Смоленской и Калужской областям, между
Вязьмой и Юхновом.
Выехали из Москвы с Белорусского вокзала на электричке в 22.51 (расписание,
по сравнению с указанным в книжке А.Кротова, немного изменилось, в том
числе по Вязьме и Калуге) до Можайска, где были около часа ночи. В теплом
вокзале мы дождались электрички в 5.12 на Вязьму. К 7.30 добрались туда и
сели на "дизель" до Фаянсовой (отходит в 8.25). Через 30 минут сошли на ст.
Волоста-Пятница (примерно на полпути между Вязьмой и ст. Угра), откуда и
начали свой маршрут. Вот его нитка: ст. Волоста-Пятница -- д. Коршуны -- д.
Лядное -- д. Дрожжино -- д. Коростели -- д. Красное -- д. Жолобово -- д.
Беляево -- д. Шумихино -- с. Слободка -- с. Климов Завод -- д.
Войтово -- д. Папаево -- г. Юхнов.
На протяжении почти всего пути мы тропили лыжню. Дороги между
деревнями, особенно те, которые пересекают большие открытые участки (даже с
"улучшенным покрытием", судя по карте) либо полностью занесены снегом, либо
(что бывает реже) могут быть утрамбованы тракторами -- по такой укатанной
дороге ехать одно удовольствие. Мы два раза переходили по льду р. Угру. На
перекатах она не замерзает даже в 15-градусный мороз, но участки
прочного льда найти нетрудно. От Знаменки до Юхнова через Угру всего два
моста, и зимой не стоит к ним "привязываться". Леса большей частью
смешанные. Много хвойных пород, особенно по берегам реки. Встречали свежие
следы лося, зайцев, видели тетеревов. Пополнить запасы хлеба и продуктов
можно только в больших деревнях, и то не всегда: даже в Слободку и
Климов Завод (а это достаточно крупные населенные пункты) хлеб завозят не
каждый день. Коренного населения в деревнях осталось мало. Большинство
домов зимой пустуют, только летом в них обитают дачники.
От Юхнова ходят автобусы до Калуги (в 6.00 и 6.30 по понедельникам и
субботам, в 7.20, 9.45, 11.10, 14.50, 18.00 ежедневно), до Малоярославца (в
5.15, 6.30, 7.25, 8.00, 12.30, 15.30), до Тулы (в 15.30 через Калугу) и до
Москвы (в 10.20 и 11.30). Мы уехали в Калугу автобусом в 11.10 (он уходит
из Вязьмы в 9.15). На автобусах действуют льготы
для студентов, так что не забудьте взять с собой студбилет. В Калуге авто-
и ж.-д. вокзалы находятся далеко друг от друга, нужно подъезжать городским
транспортом. Электропоезд в Москву отправлялся в 14.17, так что в 17.00 мы
уже были в столице. (Расписания автобусов и электричек за год могли
измениться.)
В 1997 году территория, по которой течет Угра, и прилегающая к ней объявлены
национальным парком, поэтому используйте костровые сетки и не рубите
лапник -- так мало осталось нетронутой природы!
|